Печать

Поехать в Мордовию я захотел еще в прошлом году, когда стоял недалеко от границы — в UL-23. Вроде, недалеко, рейтинги соблазнительные, да и восточные районы самому нужны как охотнику.

Накануне поездки оказалось, что паром арестован. После 40 минут раздумий решил ехать в объезд — через ГЭС и чуть ли не половину городов области.

30 августа. День первый.
День был отдан на доактивацию пяти районов, остались с прошлого года. Откровением стало то, что сделав лишних 200 верст крюка, прибыл в назначенное место вовремя. Сегодня не фотографирую — здесь я уже второй раз.

SR-43. Сызранский район. За 40 минут провожу 61 QSO.

UL-17. Новоспасский район. В начале района стоят массивы сухих молодых сосен. Как и в прошлом году, отдельными участками реставрируют дорогу, пробки. Неудобства компенсируются приятностью езды по уже отремонтированной дороге. На столбах висят фоторегистраторы.

UL-17/UL-15. В SSB несколько раз слабенько слышу «Ненси-Лима...», не могу принять. Наконец толпа рассосалась, разобрал — NL7V. Уже и на Аляске почитатели программы есть! 35 минут, 57 QSO. UL-08. Барышский район. Почти пустынная, с хорошим покрытием дорога и крутые, закрытые молодым сосняком повороты, на которых я пару раз чуть не «улетел».

UL-08/07. Граница районов. Около стелы на опушке леса расположена площадка отдыха с беседкой. 50 минут и 64 QSO.
Все такие же выбоины на дороге на Б. Сызган. Вдоль дороги продают соленые грибы, яблоки, картошку. Поэтические названия сёл — Попова Мельница, Барышская Дурасовка.

UL-09. Вешкаймский район. Здесь меня попутал бес. Отмахал 22 км (туда и обратно) совсем не куда надо. В придорожных сёлах идет заготовка берёзовых дров, в некоторых дворах же сложены огромные поленницы, заботливо прикрытые от дождей. Газа в этих краях нет, топятся дровами. Еще лет 25 назад была система райтопов при ж.д. станциях, населению развозили уголь и брикет — замечательное топливо для голландок в виде брусков прессованной и термически обработанной смеси, если не ошибаюсь, торфа с мазутом. Старого государства не стало, у нового другие заботы, сёла вернулись к дровам, в 19 век.

По пути в Карсун приключилось со мной удивительное. Должен ехать на север, а положение Солнца показывало противоположное направление. Навигатору не верил, железка, чего с него взять. Да и, случалось, подводил. Характер у нас одинаково мухоморный. Но все, кого спрашивал, говорили, что еду правильно. И только когда выехал на трассу Ульяновск — Саранск, Солнце приняло нормальное положение.

UL-11. UL-23. Здесь остановки не запланированы. Вечереет. Все намеченные районы удачно доработал. В приподнятом настроении направляюсь в MD.

МордовияМордовия встретила неприветливо. Проскочив первые километры, упираюсь в хвост длинной колонны фур, трясущихся со скоростью 20 км/час. Дорога — никакая! Такое ощущение, что уложенный асфальт расплавился на жаре и застыл как лава, образовав неприлично выпирающие бугры и глубокие каньоны. На обочине издевательски стоят знаки ограничения скорости — 70 км/час. Тут и при 20 челюсти клацают. Наперед скажу, что дальше таких дорог больше не встречалось, были обычные, как у нас — хорошие и похуже. А этот кусок лунного ландшафта на въезде, вероятно, специально оставили для гордых гостей, чтоб не зазнавались. Наконец кошмарный участок закончился, открылась долина, поразившая меня десятками сизых дымов. Дёготь гонят или ботву жгут?

Солнце садится, слепит глаза, проскочил поворот. Разбираться со своим местоположением решил утром, сейчас надо определиться с ночёвкой и ужином.


 

31 августа. День второй.
Рано утром навигатор сгонял меня в соседний свиносовхоз, наконец, вдвоем мы определились с маршрутом.  Большеберезниковский районДубенский районMD-11/MD-09. Пустынная дорога, асфальтированные съезды, удобная площадка. Стелы по обе стороны показывают, что я на месте. 3-20 ut, рано для 20-ки, большую часть связей провел на 40-ке. Европа шла вполне комфортно, кто хотел, сработал. JA8MS взял район чуть позже, уже на 20 м. 2 часа 12 минут и 149 QSO.

Большеберезниковский район запомнился обилием стройных и высоких молодых берёз. В наших краях большинство берёз вдоль дорог погибли от грибкового заболевания, остались клены да карагачи. А здесь душа радуется, очень красиво. Есть и сосенки, но в основном берёзы.

MD-20/MD-18. 320 метров от поворота на Екатериновку. Площадка есть, а указывающих надписей нет, фотографировать нечего. 20-ка открылась, народ дружно подходит. Эфир чистый, жизнь задалась! 1 час 20 мин, 139 QSO.

СаранскСаранск — город небольшой, три района, но Ленинский с краю закрыт рекой, приходится углубляться в незнакомый город. Быстро нашел запланированное по спутниковым фотографиям место и заперся на газон. Надеваю наушники и кручу ручку настройки. Ни одной станции на обоих диапазонах я не услышал! Шум крыл все! Попытка оказалась бесславной. Искать в центре незнакомого города подходящее место — авантюра, если бы проводник был из местных... От MD-01 решаю отказаться. Выезжаю на окраину и без особых проблем за 1 час 30 мин. провожу 127 QSO из MD-03.

Объезжаю город по окружной и встаю за транспарантом «Саранск», создав помеху немногочисленному, правда, проезжавшему транспорту.

MD-02. Октябрьский район. Включаюсь, все идет как обычно. Уже в четвертый раз за сегодня подходит абориген — Александр RA4UIV из MD-02, объясняю ему, где нахожусь. Сильно мешают проезжающие мимо машины. Неожиданно громко, заглушая эфир, разорался навигатор. На остановках он молчит, но тут что-то переклинило его электронные мозги. Вылезаю из шека на заднем сидении, иду выключать взбесившуюся бестию.

Проработал 1 час 23 мин., мог постоять дольше, но больше не зовут, и всего 90 QSO. Два нужных городских района пролетели мимо, хотел «закрыть» MD, не случилось!

Еду в сторону Чамзинки. Чувствую запах дыма, струйки сочатся из приборной доски. Торможу, выключаю зажигание, дым идёт. Приехали! Плохо соображая, пытаюсь пальцем отковырнуть кусок пластика, откуда валит дым. Выкатывается пепельница с дымящими окурками! Неплотно закрыл. Богатый на эмоции выдался день.

1 сентября. День третий.
Вчера засыпал под шум дождя, приятно стучащего по крыше. Ночью замерз, обнаружил открытое окно и закрыл его. А утром увидел мокрое водительское сидение. Пока я предавался неге, дождь через окно сделал мне лужу в самом неподходящем месте.

Помня, как я замерзал ночами в прошлом году, собираясь в дорогу, взял солидный запас теплого белья и два одеяла. Не понадобились, ночных холодов в этом году не было.

Ромодановский районЧамзинский районMD-21/MD-27. Замечательное место, асфальтированный пятачок, возвышенность. С утра целый час работаю на 40 м. Потом заработала и 20-ка. Как обычно, отжигает Малик, вызывая эмоции сотоварищей. Докладывает, что бросил спот, что изменились показания S-метра. Зовет VK3LLO, Александр из-под Мельбурна. Куда только нашего брата не разбросало по свету! Зовут 2 часа, 151 QSO.

ЦерковьПроезжаю Атяшево, райцентр. Увидел величественную, непохожую на другие, церковь, завернул и не пожалел. Великолепная церковь, площадь, перед ней окруженная с трех сторон зданиями, что-то наподобие бульвара. Все в идеальном состоянии, ландшафтный дизайн вне всяких похвал. Чувствуется хозяйская рука, хороший вкус и любовь к людям. Жаль, что фотографии не отражают прелести увиденного воочию. А перед этим видел коровники, те, которые были в каждом селе и которые давно разобрали по кирпичику в наших краях, вокруг них — стада породистых коров. Много полей в районе засеяно кормовыми травами, есть и кукуруза. В магазинчике купил молочные продукты местного комбината. Уже дома узнал, что у нас ценится атяшевская колбаса. Не знаю, как в обстоят дела в других сферах жизни района, но увиденное заставило меня зауважать главу Атяшевского района. Со мной такое случается редко.

У магазина подходит помятый мужик:
- Командир, дай 15 рублей, помираю!
- Да что же ты на них купишь?
- Муравьиный спирт.
Даю болезному несколько монет, скрывается за дверями аптеки. На заправке заливаю «дешевый» бензин, 34 руб. 90 коп. за литр 92-го. Везде встречался дороже 35.

Ардатовский районАтяшевский район MD-08/MD-06. На всех границах районов, где я останавливался, были асфальтированные съезды с дороги, очень удобно стоять. Невольно подумалось, что губернатор — поклонник RDA, создал активаторам идеальные условия. О работе с границ. Плюсы, конечно же, есть. Времени затрачиваешь меньше, успеваешь больше. К тому же «непопулярные» районы проскакивают заодно с востребованными. Но некоторая неудовлетворенность остается. Вызываешь одним позывным, и не каждому объясняешь, что стоишь на границе, какой район соответствует какому позывному. Некоторые, проведя связь, уходят в неведении. Не все читают рефлектор, смотрят кластер, не все RDA-шники. Отработал 1 час 25 мин, 147 QSO, очень недурно получилось.

Перед возвращением устроил себе полноценный обед, до этого получалось нормально только завтракать и ужинать. Впереди 2 часа дороги.

Подъезжаю к UL-13, чувствую, что засыпаю, часто курю, чтобы бороться со сном.

UL-13. Хорошая большая площадка, отдыхает дальнобойщик. От усталости «гоню» много брака на ключе. Зовут не очень, видно, район мало кому нужен. Работаю почти 50 мин., 58 QSO. План выполнен, район доактивирован.

Дождь, проезжаю Ульяновск. Новоульяновский район

UL-28. Что-то наподобие кондитерской фабрики, встал па площадке напротив. 20-ка никакая, эфир шумит. На 40 м в SSB публика часто недовольна краткостью QSO, пробуют разговорить меня. Пытаюсь и не обидеть и разговор побыстрее свернуть. В CW пальцы заплетаются, кто-то мог подумать, что работает пьяный. 1 час 35 мин, 123 QSO. Заканчиваю, что-то я сегодня притомился, может, погода влияет. За день несколько раз принимался дождь, тучи висят. Решил изменить себе и не испытывать судьбу с ночевкой на природе, обочины раскисли, да и поздно уже, смеркается. Заезжаю во двор мотеля (500 руб.). Пригород Ульяновска, искать не пришлось. И совсем недалеко от утренней границы. Администратор заверила, что по ночам в коридорах под гармошку не орут и девицы с непристойностями не домогают. Просмотрел, что наработал за день, принял душ, выпил кофе и завалился спать.


 

1 сентября. День четвертый.
Еще очень рано, выпил кофе, благо кафе на первом этаже работает круглосуточно. Кофе так себе, а вот вечером был отменный. Вываливаюсь в темное промозглое утро. С трудом выкарабкиваюсь на дорогу — все вокруг и даже противоположная сторона улицы заставлена фурами отдыхающих дальнобойщиков. Закладываю маршрут в навигатор. В последнее время мы с ним подружились, раньше просто недопонимали друг друга. Так и надо вместо «через 300 метров возьмите левее» говорить просто: «Сань, поверни налево!» Кстати, он для меня женского рода, может, потому, что говорит женским голосом. Я непременно комментирую его высказывания. У меня же, как у Робинзона, нет попугая и Пятницы, с кем-то я должен разговаривать!

Ульяновский районСенгилеевский район UL-25/20. Временами принимается дождь, низко висят тучи, противный ветер. Как обычно в это время большая часть QSO проходит на 40-ке. Прохождение отвратительное. По количеству вычеркнутых дома повторов одним видом и на одном диапазоне, ясно, что меня тоже принимали неуверенно, страховались. Наконец, звать перестали. 2 час 16 мин, 120 QSO. Осталась последняя остановка, и — домой.

Теренгульский районКузоватовский район UL-24/12. Дождь перестал, но ветер слабее не стал, его порывы качает машину. Площадки нет, встал на обочине, уткнувшись капотом в указатель «Кузоватовский район».

В CW на огромной скорости зовет товарищ из Ярославля. Короткое QSO его не устраивает, представляется по полной программе, требует от меня того же. Потом переключается на антенны, затем пытается продолжить беседу. Я его не по-джентльменски прерываю и прощаюсь. Провел еще две связи, а телеграфист-скоростник все не унимался. Наконец, обиделся, чуть сдвинулся в сторону и стал молотить общий вызов. Благо, слышал его не громко, и особых неудобств он мне не доставил. По дороге с ревом проносятся машины, полностью заглушая корреспондентов. Приходится переспрашивать.

1 час 51 мин, 117 QSO. Всё! Закончил. Трапезничаю, звоню на паром. Утром их буксир вытягивал на ветер 4 часа, будет ли вечерний рейс, неизвестно, какая будет погода. Не рискую остаться в Сызрани на ночевку, еду в окружную. Самая лучшая дорога из тех, что я видел за эти дни Тольятти — Самара, четырехполоска. Немного напрягало лишь то, что большинство машин движется в первом раду со скромными скоростями, не соответствующими качеству дороги и количеству лошадей под капотом, выезжая на вторую полосу лишь для обгона фур. На сайте штрафов ГИБДД за 4 дня я отмечен не был. Паром, кстати, вечером не вышел, но я уже был дома.